Саранск и Мордовия
Вход | Регистрация

Войти, используя aккаунты социальных сетей:

Мотокросс

«Какой русский не любит быстрой езды?» – этим вопросом задавался еще в позапрошлом веке русский классик. А мы добавим – тем более на мотоциклах! Но вряд ли кто из нас, любящих и ценящих современные мотоциклы, знает, каким образом на свет появился первый мотоцикл.

Так вот, первый мотоцикл был построен в Германии в 1885 году Готтлибом Даймлером. В последующие 8 лет мотоциклы появились практически во всех странах Европы.

В 1894 году по инициативе журнала «Ле Пти Журналь» были проведены первые гонки «механических экипажей». Тогда еще не было разделения на авто и мотосоревнования, и поэтому в заезде принимали участие как четырехколесные «болиды», так и трициклы, мотоциклы – лишь бы колеса крутил мотор. Эти соревнования стали началом современного авто- и мотоспорта.

Считается, что первыми соревнованиями по мотокроссу были гонки между 13 мотоциклистами и 16 всадниками, которые состоялись на военном полигоне вблизи Лондона в 1908 году. Целью мотоциклистов было доказать, что новая техника может передвигаться по бездорожью не хуже, а то и лучше лошадей. В той гонке уверенную победу одержали «копытные» средства передвижения, финишировав практически в полном составе. Из мотоциклистов добрались только двое. Однако это уже не смогло стать преградой на пути развития мотоспорта.

Мотокросс – классический вид мотоциклетного спорта, проводимый в виде гонок с общим стартом. Основным спортивно-техническим параметром является занятое место в заезде, которое зависит от скорости (времени) прохождения заданной дистанции или количества пройденных кругов кольцевой трассы. Длина круга обычно 1,5–3 километра, ширина – не менее 2–4 метров. После финиша лидера заезда все остальные участники также финишируют, независимо от количества пройденных кругов. С учетом соблюдения условий соревнований, за занятое место в заезде начисляются зачетные очки, которые суммируются по всем заездам, и по их соотношению между всеми участниками определяется личный результат – занятое место в мотокроссе.

Днем рождения отечественного мотоспорта принято считать 11 октября 1898 года, когда состоялась первая «гонка моторов», проходившая на дистанции в 39 верст от станции Александровская под Петербургом до Стрельни Варшавской железной дороги и обратно. Инициаторами этой гонки выступили первые в России автомобилисты при поддержке «общества велосипедной езды». В последующем соревнования авто- и мототехники стали регулярными.
В новой советской стране мотоспорт достаточно быстро стал набирать обороты. Были созданы общественные организации и проводились соревнования. Мотоциклетные гонки включили и в программу первой Всесоюзной рабочей Спартакиады (1928), где впервые было разыграно первенство РСФСР по мотоспорту.

В 30-е годы при различных добровольных спортивных обществах создаются мотоциклетные секции, проводятся мотокроссы. Кстати, в 1938 году свою карьеру в мотоспорте начинал наш знаменитый земляк Владимир Иванович Карнеев, в дальнейшем ставший заслуженным мастером спорта, заслуженным тренером СССР, главным тренером сборной Советского Союза по мотоспорту.

Вот основные вехи развития мотокросса:
1936 год – в Киеве впервые проведено первенство СССР по мотоциклетному спорту со 150-километровым кроссом-эстафетой.
1955 год – состоялся первый чемпионат Европы по мотокроссу, а в Брашове (Румыния) прошел дебют советских мотокроссменов на зарубежных соревнованиях.
1957 год – первый чемпионат мира по мотокроссу.
В 1959 году в Расторгуево под Москвой впервые проведен мотокросс на короткой трассе (длина круга 1300 метров) в три заезда.
1963 год – отечественные мотокроссмены стали регулярно принимать участие (до 1980-х годов) в престижных международных соревнованиях «Трофей наций» и «Мотокросс наций».

Современный мотоспорт многообразен. Достаточно сказать, что ежегодно Международная мотоциклетная федерация (ФИМ) определяет два десятка чемпионов мира и почти столько же чемпионов Европы в различных видах мотоспорта.

В Мордовии мотокросс особенно интенсивно стал развиваться в 50-е годы, хотя еще в 1938 году в спортивном обществе «Учитель» была открыта секция мотолюбителей. Но, естественно, во время войны было не до мотоспорта. А вот с начала 50-х в Мордовии стали регулярно проводиться различные мотоциклетные соревнования. Отсчет можно начать с 1952 года, когда прошел первый мотоциклетный кросс на дистанции 50 км, в котором приняли участие 23 спортсмена на мотоциклах «ИЖ-350» и «ИЖ-49». Победителем стал Дмитрий Писчасов. Через три года большой интерес у любителей мотоциклетного спорта вызвали первые городские соревнования мотогонщиков, которые выступали на мотоциклах различных марок. В числе победителей оказались – В.Лукин, Б.Полдомасов, Н.Рогудяев.

Надо отметить, что в то время все, кто не представлял себя без «стального коня», собирались в Саранском автомотоклубе. Директором его был Михаил Ильич Урюпин. Тренировал мотоспортсменов Петр Иванович Попков. Эти два человека были энтузиастами своего дела, просчитывали каждую мелочь в подготовке спортсменов, продумывали тактику борьбы на сложных кроссовых дистанциях. В мотоклубе в то время занимались Анатолий Миндров, Борис Полдомасов, Александр Зуйков, Анатолий Тюрин, Александр Таутько из Белоруссии и другие.

В 1956 году на ипподроме в Саранске прошли спортивные гонки, в которых за победу боролись 14 гонщиков. В этом же году саранские мотогонщики вызвали на соревнования арзамасских спортсменов. Условия были сложные: мотокроссмены должны были пройти 15 кругов по сильно пересеченной местности. Лучше всех прошли эту дистанцию Б.Полдомасов (на мотоцикле объемом двигателя до 125 куб.см), Н.Щетинин (объем двигателя 360 куб.см), А.Покровский (объем до 750 куб.см). Спортсмены Саранска победили в командном зачете.

Постепенно накапливался опыт, приходило мастерство. К участию в местных соревнованиях прибавились выступления на мотокроссах в различных городах: Пензе, Ульяновске, Казани, Саратове. В сборной Мордовии стали появляться призеры в личном и командном зачетах. И везде саранских мотогонщиков отличали неутомимая жажда борьбы, упорство, стремление первым дойти до финиша. Но иногда «подводило» благородство.

Май 1956 года. Куйбышев. Российская Спартакиада по техническим видам спорта. Перворазрядник из Саранска Анатолий Миндров ведет борьбу за первое место с мастерами спорта из Серпухова Александром Орловым и Николаем Анохиным на трудной, размытой весенними дождями, 60-километровой трассе. Лидировал Николай Анохин, за ним шел Орлов, а третьим был Миндров. Когда до финиша остался один круг Анохин неожиданно упал. Орлов промчался мимо, спеша к победе. Затем происходит невероятное: Миндров «спешивается» и торопится на помощь упавшему гонщику. Анохин завел мотоцикл и умчался. А у Миндрова как назло мотоцикл забарахлил. Мимо один за другим пролетали соперники...

Через год на Спартакиаде народов РСФСР Анатолий Миндров все-таки сумел добраться до пьедестала почета. В 19 лет стал серебряным призером.

Анохин же впоследствии отблагодарил гонщика из Саранска. На соревнованиях в Уфе по мотокроссу он, заметив, что у мотоцикла Миндрова совсем лысая покрышка, отдал ему свою из запасов. Возможно, благодаря и этому факту Анатолий стал призером.

В те годы молодой гонщик Анатолий Миндров был на ведущих ролях в этом виде спорта в Мордовии. В 1957 году в лично-командных соревнованиях по мотокроссу, в которых участвовали лучшие гонщики Мордовии, Ульяновской, Рязанской областей и города Кирова, Анатолий Миндров стал вторым на мотоцикле объемом двигателя 750 куб.см. В командном зачете гонщики из Мордовии заняли также второе место. А в 1958 году Анатолий Миндров победил в мотокроссе, посвященном сорокалетию ВЛКСМ, где участвовали спортсмены из Казани, Рязани, Ульяновска и других городов. Через год состоялись соревнования по мотокроссу на первенство автономных республик и областей Поволжья, в которых принимали участие 60 спортсменов. Победу праздновала команда Мордовии.

Судьбу мастера спорта Анатолия Миндрова определяла «мотоспортивная» звезда и дальше: он учится в Москве в ордена Ленина Государственном институте физической культуры на тренера по автомотоспорту. В 1965 году возвращается в родной город и создает заводскую команду мотогонщиков. В то время гонщики завода «Электровыпрямитель» пользовались большой популярностью у любителей мотоспорта – на каждое соревнование собирались огромные толпы. Неплохо выступали спортсмены и за пределами Мордовии. Вместе с Анатолием Миндровым в команде лидирующее положение занимали Анатолий Тюрин, Валерий Сыркин, Анатолий Вашуркин, кандидат в мастера спорта Александр Хохлов, который завоевал звание чемпиона России на мотоцикле объемом двигателя 125 куб.см в 1967 году, Владимир Аксютичев, Владимир Пантелеев...

В 60-е годы сборная Мордовии регулярно участвует в первенствах Поволжья по мотокроссу. И выступает достойно. Мордовские гонщики становились призерами как в личном, так и в командном зачетах. Выступали тогда на мотоциклах, объем двигателей которых был 125 и 175 куб.см. В 1970 году спортсмены «Электровыпрямителя» выигрывают Кубок Поволжья. И в дальнейшем мордовские гонщики не оставались без наград. Сергей Клюев занял первое место в зоне Поволжья в 1983 году. Сергей Логинов в 1985 году стал первым на чемпионате России по многодневным гонкам. Александр Андращук был серебряным призером многодневных гонок в 1988 году. Блестяще выступал в чемпионате России по мотокроссу и Виктор Лушников на мотоцикле с объемом двигателя 500 куб. см: он – двукратный чемпион России 1998–1999 гг.

И сегодня мордовские мотокроссмены неизменно участвуют в чемпионатах Приволжского федерального округа, занимают призовые места. В 2006 году молодые мотогонщики Дмитрий Карпухин, Михаил Лушников, Андрей Гаврилкин приняли участие в чемпионате Европы по мотокроссу.

В активе мордовских мотогонщиков и международные гонки, которые проходили в Муроме Владимирской области.
Один из самых перспективных юных спортсменов сегодня – Никита Маслов. На мотоцикле класса 65 куб.см он занимал призовые места в молодежных первенствах Поволжья, в 2007 году на молодежных первенствах в Сочи и Адлере он также выступил достойно – занял соответственно второе и первое места. Этот юный спортсмен – ему всего 10 лет – выступает весьма уверенно. И в зимнем кроссе 2007 года в Коломне и Сызрани он становится серебряным призером.


В. Петрухин
Материал предоставлен изданием "Молодежный журнал "Странник".

 

 

Смотрите также:

Виды спорта

Гимнастика Бильярдный спорт
Спидвей Плавание
Настольный теннис Футбол
Баскетбол Авиамодельный спорт
Автоспорт Армспорт
Биатлон Бодибилдинг
Бокс Большой теннис
Велоспорт шоссейный и ВМХ Волейбол
Восточные боевые искусства Гиревой спорт
Горнолыжный спорт Городошный спорт
Дзюдо и самбо Кикбоксинг
Конный спорт Конькобежный спорт
Легкая атлетика Лыжный спорт
Пауэрлифтинг Подводный спорт
Русские боевые искусства Русские шашки
Самолетный и парашютный спорт Спортивное ориентирование
Стрелковый спорт Тяжелая атлетика
Хоккей Шахматы

© 2008-2014 ООО "Интернет для жизни" Саранск

Заявление об ответственности и ограничениях


При использовании любых материалов ссылка на портал www.gidrm.ru обязательна. 18+

Реклама на портале

Контакты

Сообщить об ошибке 

 

Наверх ↑




Рейтинг@Mail.ru