Саранск и Мордовия
Вход | Регистрация

Войти, используя aккаунты социальных сетей:

Самолетный и парашютный спорт

Парашют (от греческого para – «против» и французского chute – «падать») – устройство для торможения объекта за счет сопротивления атмосферы. Используют для безопасного спуска с высоты людей, грузов, космических аппаратов, уменьшения пробега при посадке самолетов и др.

Считается, что впервые идея создания парашюта пришла итальянцу Леонардо да Винчи. В его рукописи 1495 года можно найти следующий текст: «Если у человека имеется палатка из накрахмаленного полотна, каждая сторона которой имеет двенадцать локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности». Это первое упоминание о безопасном спуске с высоты. В начале семнадцатого века другой итальянский ученый – Фауст Веранчино описал аппарат для опускания человека с высоты, похожий на изобретение Леонардо да Винчи, и указал, что величина паруса зависит от тяжести человека. Впервые воспользовался подобной конструкцией француз Лавен в двадцатых годах семнадцатого века. Будучи заключен в крепость, он решил бежать. Сшив из простынь шатер, он прикрепил к его низу пластины из китового уса и веревки. Держась за сведенные вместе веревки, он прыгнул со стены крепости в протекавшую внизу реку и благополучно приводнился.

В 1777 году еще один француз Жан Думье был приговорен к смертной казни и должен был испытать «летающий плащ» профессора Фонтанжа. В случае удачи ему было обещано даровать жизнь. Он выполнил прыжок с крыши тюремной башни и остался жив.

Практическое применение парашютов началось при освоении полетов на воздушных шарах. В декабре 1783 года Ленорман выполнил прыжок с крыши обсерватории в Монпелье на сконструированном им приспособлении. Недостатком парашютов тех времен было постоянное раскачивание купола при снижении. Эту проблему удалось решить англичанам. В 1834 году Коккинг создал парашют в виде перевернутого конуса, но при испытаниях этой системы 27 сентября того же года каркас купола не выдержал нагрузки и сложился. Коккинг погиб. Другой ученый – Лаланд – предложил делать отверстие для выхода воздуха из-под купола. Этот принцип применяется во многих системах парашютов и в наши дни.

На протяжении многих лет наша республика тесно связана с авиацией. Еще в 20-е годы прошедшего века первый областной съезд ОСОАВИАХИМа берет курс на развитие авиационного дела в Мордовии. Повсеместно создаются планерные и модельные кружки, строятся вышки для прыжков с парашютом.

30-е годы отмечены новым интересом к самолетам. Комсомол страны берет шефство над авиацией. Лучшие представители молодежи изучают летное дело. Именно в эти годы в Мордовии создается Саранский аэроклуб им.П.Ф.Федосеенко, который впоследствии станет визитной карточкой мордовской авиации. В 1935 году сотни мальчишек мечтали попасть в открывающийся аэроклуб. Но набор был ограничен, многие не проходили по состоянию здоровья, а некоторые и по социальному положению.

Из воспоминаний учлета Саранского аэроклуба Героя Советского Союза Михаила Романова: «...Отсев на медицинской комиссии был очень большой. Только каждый пятый признавался годным к летной работе. Моего друга Ивана Суконникова забраковали, а я прошел вопреки всем моим сомнениям. После медицинской комиссии все, кто были годны к летной работе, проходили еще и мандатную комиссию. Я благополучно прошел обе комиссии и был зачислен на курс».

Для работы в аэроклубе были подобраны опытные кадры: летчики, инструкторы, техники. Среди них – Александр Павкин, Константин Нечитайло, Иван Шевченко, Семен Сибирин, Евгения Бирюкова. Первым начальником аэроклуба стал Григорий Иванченко.

В 1935 году Саранский аэроклуб имел парашюты, 3 самолета У-2. С 1936 года начинаются парашютные прыжки с самолета. Первым в Мордовии совершил парашютный прыжок с самолета секретарь Мордовского обкома ВЛКСМ Алексей Иванов. В 1937 году в Саранске создается республиканская парашютная станция.

С 1935 по 1936 год Саранский аэроклуб подготовил 39 планеристов, 17 авиамотористов для районов Мордовии, 32 парашютиста-перворазрядника. 15 саранских летчиков были зачислены в запас РККА. Таков был первоначальный взнос Мордовии в дело развития авиации страны.

В ноябре 1937 года Мордовский обком ВКП(б) ставит вопрос о целесообразности открытия филиала Мордовского аэроклуба в Рузаевке (6 летных групп), в декабре состоялся первый набор курсантов в рузаевский филиал. К концу 1937 года в Саранском аэроклубе насчитывалось уже 6 самолетов У-2.

С марта 1938 года Саранский аэроклуб возглавил Иван Павлович Митрофанов, лейтенант, военное образование получивший в Свердловской летной школе ОСОАВИАХИМа.

В 1938 году Саранский аэроклуб подготовил и выпустил 50 летчиков. Он становится базой комплектования пилотов для Энгельсской военно-авиационной школы летчиков. Не раз приемная комиссия этой школы отмечала высокий уровень подготовки пилотов и забирала к себе всех выпускников Саранского аэроклуба для дальнейшего обучения. Кстати, многие впоследствии возвращались и становились преподавателями. Именно так произошло с Владимиром Стрельченко, выпускником первого набора. Окончив аэроклуб, он поступил в летно-техническую школу, по окончании которой вернулся в родной аэроклуб.

Саранский аэроклуб им.П.Ф.Федосеенко проработал до лета 1941 года. В июле 1941 года согласно распоряжению военкома Мордовской АССР комбрига И.А.Староватых, саранский аэродром с ангарами, бензохранилищем и всеми постройками был передан развертываемому в городе авиаполку. Саранский аэроклуб же был переведен в город Алатырь, где формировался 29 запасной авиаполк. Задачей полка являлось формирование авиационных частей и отправка их в действующую армию.

В годы Великой Отечественной войны 10 воспитанников саранского аэроклуба стали Героями Советского Союза: Владимир Стрельченко, Михаил Романов, Петр Орлов, Семен Сибирин, Тимофей Горячкин, Семен Полежаев, Алексей Дерябин, Иван Кудашкин, Виктор Горячев, Борис Зайцев.

24 марта 1947 года на должность начальника возрожденного аэроклуба был назначен подполковник Григорий Иосифович Шуляков. Вместе с Г.И.Шуляковым в аэроклуб для дальнейшего прохождения службы был направлен на должность командира отряда старший лейтенант, Герой Советского Союза А.С.Казаков.

На апрель 1947 года Саранский аэроклуб был укомплектован постоянным и переменным составом на 77,8 процента. В этом же месяце началась подача заявлений в аэроклуб. Всего было подано 280 заявлений, при наборе 120 человек. К началу учебного года летчики Саранского аэроклуба перегнали из Львова в Саранск 15 самолетов.

С сентября 1947 года обучение курсантов проходило в Саранском аэроклубе и его филиале в Рузаевке.

Вновь в родное гнездо слетелись мордовские летчики. Вернулись с фронта воспитанники аэроклуба: Павел Архипов, Павел Юртайкин и многие другие. Они-то и стали золотым фондом Саранского аэроклуба. Обучение молодых пилотов вели Герои Советского Союза – А.Ф.Чернышев, А.С.Казаков. И неслучайно по решению Правительства СССР на базе Саранского аэроклуба в 1950 году создается Центральная объединенная летно-техническая школа ДОСААФ СССР.
Основной задачей школы являлась подготовка и воспитание высококвалифицированных авиационных специалистов для аэродромов и других учебных организаций.

Первым начальником школы стал полковник Н.С.Старков, начальником штаба полковник И.Я.Бабаков. Преподавателями стали многие аэроклубовцы. Так, П.С.Юртайкин был командиром эскадрильи, передавал свой богатый опыт Марине Попович, которая впоследствии стала летчиком-испытателем и установила 101 мировой рекорд.

В школе работали участники войны: летчик минно-торпедной авиации И.М.Лебедев; летчик морской авиации Д.И.Боголюбов; командир эскадрильи К.И.Подкопалов; пилот транспортной авиации Ф.Т.Жуков; летчик бомбардировочной авиации А.А.Терпугов; командир звена связи Г.В.Зайцев; летчик штурмовой авиации Н.В.Абрамов и многие другие, чьи имена вписаны в историю мордовской авиации. Инструктором работал в школе Н.П.Шанин – летчик-истребитель. Впоследствии, получив звание «Мастер спорта СССР по парашютному спорту», он будет передавать свои знания курсантам.

Сейчас в Саранске живет 82-летний Александр Иванович Лушенков, который работал в Саранском аэроклубе, а затем в летной школе с 1947 по 1963 год летчиком, инструктором парашютной подготовки. Был командиром звена, командиром эскадрильи. У него овладевали парашютным мастерством две знаменитые выпускницы летной школы: Марина Попович и Галина Мухина.

Александр Иванович вспоминает: «Эти девчата (а кем же они были для меня в то время) отличались особым прилежанием, аккуратностью в выполнении любого задания. Они очень много работали над собою. Были отличными парашютистками, потому что обе обладали уникальной способностью точно ориентироваться в воздушном пространстве... Если говорить о человеческих качествах, то и Марина, и Галина были очень порядочными людьми. Всегда готовы прийти на помощь другим. Марина очень много читала...

Галина Мухина, Олег Казаков и другие мои воспитанники входили в спортивную группу, которая принимала участие в различных соревнованиях по парашютному спорту. Выступали за сборную СССР в различных странах мира.
Была создана специальная группа из женщин-летчиц, которые на самолетах ЯК-11, ЯК-18 выполняли в воздухе различные фигуры высшего пилотажа – «петлю», «бочку»... Марина Попович была просто отличницей в этом деле. Естественно, что и среди мужчин были мастера спорта по высшему пилотажу: Василий Лебедев, Володя Гаврилов, другие...»

С 4 по 6 августа 1954 года в Сент-Яне (Франция) состоялся розыгрыш первенства мира по парашютному спорту. В нем участвовали команды семи стран – Франции, СССР, Чехословакии, Италии, Англии, США и Югославии.
В составе команды Советского Союза три спортсмена были из Мордовской АССР: заслуженный мастер спорта СССР Петр Косинов, мастер спорта Василий Марюткин и перворазрядник Михаил Лохтин – в качестве запасного спортсмена.
В этих соревнованиях победу праздновали спортсмены Советского Союза, завоевавшие первое командное место. Они лидировали и в личном первенстве. На втором месте оказался мастер спорта Василий Марюткин – член ДОСААФ Мордовской АССР.

В июле 1955 года в Чамзинке прошли первые республиканские соревнования на личное первенство по парашютному спорту. В них приняли участие сильнейшие спортсмены-парашютисты Мордовии.

В числе первых совершает прыжок Василий Прокин. Он отлично выполняет упражнение – пролететь в свободном падении и после 15-й секунды выполнить так называемую спираль; сначала влево 360 градусов, а затем вправо на столько же градусов – и получает за него 305 очков из 305 возможных. 295 очков набрал М.Лохтин, третьим был П.Косинов. Начинаются финальные прыжки. В.Марюткин, улучшив свой первый результат, набирает по сумме двух прыжков 550 очков и завоевывает первое место и звание чемпиона Мордовии по этому виду спорта. Второе место у П.Косинова, третье – у В.Прокина. Второй день был посвящен упражнению на точность приземления с высоты 600 м. Здесь также лучше всех оказался мастер спорта В.Марюткин. Среди женщин победила Г.Мухина. Затем парашютисты выполнили последнее, наиболее сложное упражнение, которое заключалось в том, чтобы не только выполнить задержку раскрытия парашюта, но наиболее точно приземлиться. Здесь блестяще выступил Петр Косинов.
По итогам соревнований Петру Косинову присвоено почетное звание абсолютного чемпиона Мордовской АССР по парашютному спорту. Среди женщин такое звание завоевала Галина Мухина.

А.С.Панков, выпускник школы 1957 года, работал на Центральном аэродроме СССР им.В.П.Чкалова инструктором-летчиком-парашютистом, имел I спортивный разряд, выполнил 420 прыжков с парашютом. Принимал участие в качестве парашютиста в проведении парада ДВФ СССР в Тушино, где являлся старшим группы. Г.И.Памаскина, выпускница 1952 года, работала командиром звена. В 1959 году на зональных соревнованиях по самолетному спорту в Уфе она заняла первое место среди женщин. В 1960 году в Москве, на Тушинском аэродроме, прошли Восьмые всесоюзные соревнования по высшему пилотажу. Мордовию представляли спортсмены ЦОЛТШ Е.Кругликов, В.Гаврилов и В.Шипилов. Наша команда в общекомандном зачете заняла первое место, а Евгений Кругликов по сумме очков многоборья стал абсолютным чемпионом СССР по самолетному спорту. Через два года в Ульяновске проходили соревнования по самолетному спорту Юго-Восточной зоны РСФСР. Мордовию снова представляли спортсмены ЦОЛТШ: Г.Мухина, Ю.Грицук, Г.Шемякин, П.Кучеренко. И в общекомандном зачете летчики Мордовской АССР заняли первое место.

Самой яркой звездой школы по парашютному спорту стала выпускница 1952 года Г.Д.Мухина. Она установила девять всесоюзных и мировых рекордов, в том числе комбинированный прыжок с высоты 1500 метров. В 1960 году Г.Д.Мухина в составе команды СССР принимает участие в международных товарищеских соревнованиях в Пекине, где заняла первое место по прыжкам на точность приземления с высоты 600 метров.

В 1964 году в ФРГ проходил чемпионат мира по парашютному спорту. Саранский спортсмен О.Казаков и его товарищи по сборной установили новый мировой рекорд – советская четверка, совершая прыжки на точность приземления с высоты 1000 метров, сумела добиться среднего отклонения от центра круга всего на 66,5 см.

В 1966 году Олег Казаков возглавил сборную команду СССР на VIII чемпионате мира по парашютному спорту.
В.Прокин стал чемпионом VII Всесоюзных соревнований по прыжкам на точность приземления.

В марте 1964 года Саранскую ЦОЛТШ перевели в Калугу. В этом же году на базе ЦОЛТШ создается Саранский учебно-тренировочный авиационный центр – СУТАЦ. Его цель – подготовка летчиков реактивной авиации для резерва ВВС. В Саранске УТАЦ находился 28 лет. Ежегодно ВВС получали 100 аттестованных летчиков запаса. Курсанты также активно участвовали в соревнованиях по самолетному спорту. В 1986 году в Саранске прошли зональные соревнования по высшему пилотажу на реактивных самолетах. От Мордовии выступали Анатолий и Александр Кострицы, Владимир Кравченко и Юрий Музлаков. Выступили блестяще – первое место осталось за ними. В 1988 году в Куйбышеве на территориальном чемпионате по самолетному спорту среди спортсменов ДОСААФ мордов ская команда выступила не так удачно. В многоборье мастер спорта Анатолий Кострица занял лишь четвертое место. В командном зачете наша команда (А.Кострица, Ю.Мужлаков, В.Кравченко, С.Чунаев, В.Шапсеев) была на третьем месте. В июне 1992 года СУТАЦ расформирован.

В июне 1994 года возрождается Саранский аэроклуб. Он проходит регистрацию, теперь это «Саранский аэроклуб им.М.П.Девятаева Российской оборонной спортивно-технической организации РОСТО (ДОСААФ)».

Самые сложные годы у РОСТО были с 1998 по 2002 год. В сущности, в эти годы аэроклуб выживал за счет вертолетной эскадрильи, которая перебазировалась в Мордовию из Литвы. Настало время, когда вертолетную эскадрилью расформировали. Готовились к самому худшему, но в 2003 году положение стало меняться в лучшую сторону. У руля встал новый руководитель – подполковник авиации Игорь Владимирович Рогулев. Пришли на помощь Глава Республики Мордовия Н.И.Меркушкин и Правительство РМ. Аэроклубу была выделена материальная помощь: был отремонтирован спортивный самолет ЯК-52, закуплены совершенно новые парашюты, планируется покупка двух реактивных самолетов Л-29, вертолета МИ-2.

Сейчас с аэроклубом активно сотрудничают городские школы. Все, кто занимается в аэроклубе, регулярно прыгают с парашютом, проходят хорошую физическую подготовку: плавание, бег, лыжи, а также получают элементарные знания по медицине, метеорологии, обучаются штурманскому делу, знают, как работают радионавигационные приборы. В аэроклубе работают такие мастера своего дела, как начальник штаба М.В.Елкин, заместитель начальника аэроклуба по летной части В.Н.Осьмушин и другие. Сейчас клуб возглавляет новый руководитель – А.И.Кострица.

В различных всероссийских соревнованиях выступает сборная Мордовии по парашютному спорту, сформированная из 16–17-летних спортсменов.

В 2006 году был проведен открытый чемпионат Мордовии по классическому парашютизму. В соревнованиях принимали участие спортсмены из шести городов России. Наши парашютисты – В.Гладков, А.Долгов, Н.Хохлова, А.Моисеев, Т.Бардина – заняли первые места в этом первенстве. И в 2007 году на базе ЦАК РОСТО (ДОСААФ) Республики Мордовия прошел чемпионат Приволжского Федерального округа и открытый чемпионат РМ по классическому парашютизму.


В. Петрухин, В. Ковшова
Материал предоставлен изданием "Молодежный журнал "Странник".
 

Смотрите также:

Виды спорта

Гимнастика Бильярдный спорт
Спидвей Плавание
Настольный теннис Футбол
Баскетбол Авиамодельный спорт
Автоспорт Армспорт
Биатлон Бодибилдинг
Бокс Большой теннис
Велоспорт шоссейный и ВМХ Волейбол
Восточные боевые искусства Гиревой спорт
Горнолыжный спорт Городошный спорт
Дзюдо и самбо Кикбоксинг
Конный спорт Конькобежный спорт
Легкая атлетика Лыжный спорт
Мотокросс Пауэрлифтинг
Подводный спорт Русские боевые искусства
Русские шашки Спортивное ориентирование
Стрелковый спорт Тяжелая атлетика
Хоккей Шахматы

© 2008-2014 ООО "Интернет для жизни" Саранск

Заявление об ответственности и ограничениях


При использовании любых материалов ссылка на портал www.gidrm.ru обязательна. 18+

Реклама на портале

Контакты

Сообщить об ошибке 

 

Наверх ↑




Рейтинг@Mail.ru